Одной из важнейших областей телемедицины являет­ся дистанционное медицинское обучение. Следует отме­тить, что если практическое использование телемедицин­ских консультаций на регулярной основе будет развиваться достаточно медленно, преодолевая методологические, пси­хологические, организационные, финансовые и т.д. барь­еры, то дистанционное медицинское обучение будет вос­требовано в первую очередь. Современные достижения компьютерных и коммуни­кационных технологий позволяют обеспечить дистанци­онное образование в медицине максимально цриближен- ное к очному образованию. В течение нескольких десятилетий формировалась си­стема очного образования и повышения квалификации ме­дицинских работников.
Эта система показала свою эффек­тивность разумным сочетанием методов донесения новой информации до обучающихся с интерактивным процес­сом более глубокого изучения тех или иных проблем, и практических занятий с последующими консультациями и экзаменами. Поэтому система дистанционного обучения в рамках любой телемедицинской сети должна быть пост­роена на этой отработанной схеме очного обучения с до­бавлением возможностей, которые предоставляют новые компьютерные и коммуникационные технологии. Система дистанционного обучения и повышения ква­лификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: 1. Проведение дистанционных лекций либо в рамках тематических курсов, либо по актуальным направлениям медицины. Данные курсы лекций и специализированные лекции должны вести ведущие медицинские специалисты. 2. Проведение семинаров с углубленным изучением ра­нее прочитанного лекционного материала. 3. Практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а так­же индивидуальные телемедицинские консультации.Дистанционные лекции могут проводиться как в рам­ках тематических курсов, так и по индивидуальной тема­тике, имеющей актуальное значение. Основной целью дистанционных лекций является до­ведение до обучающихся тематического материала, кото­рый будет являться базовым для последующего более глу­бокого изучения как в рамках семинаров, так и в рамках индивидуального изучения.
Большинство ведущих врачей медицинских центров и институтов участвуют в тех или иных учебных процессах и имеют свои лекционные материалы для различных кате­горий обучающихся. Данные материалы могут быть пред­ставлены в различных видах: рукописном, печатном, в виде плакатов, слайдов, компьютерных презентаций, видео ро­ликов и т.д. Поэтому телемедицинская система лектора должна обладать возможностью передачи любого из выше­названных материалов удаленным обучающимся. В процессе проведения лекции при дистанционном обу­чении, слушатели должны видеть и слышать лектора, ви­деть те или иные иллюстративные материалы или объек­ты, иметь возможность задать вопросы, а также слушать вопросы коллег и ответы преподавателя.
Только в этом случае эффективность дистанционной лекции будет мак­симально приближена к эффективности очной лекции. При этом лектор должен находиться в обстановке максималь­но близкой к той, при которой он проводит очные лек­ции. Поэтому, желательно, чтобы в аудитории, где уста­новлена телемедицинская установка для дистанционного обучения должен находиться не только преподаватель, но и несколько очных обучающихся. В этом случае препода­ватель как бы читает лекцию в своем обычном режиме и не чувствует психологической проблемы удаленности от обучающихся. Однако при этом он знает, что его слуша­ют и видят не 10, а несколько сотен обучающихся. При отсутствии очных обучающихся целесообразно на мони­тор телемедицинской установки лектора выводить изоб­ражения двух или трех удаленных обучающихся, кото­рые снимают психологическую проблему «телевизионно­го диктора». Для практической реализации лекций дистанционно­го обучения предназначена телемедицинская установка DiViSy ТМ21, которая предоставляет лектору и его ассис­тентам следующие возможности: • Обеспечение параллельного двухканального видео­ввода. Одна видеокамера направлена на доску (эк­ран), на которую преподаватель наносит обсуждае­мый текст, рисунки, формулы и т.п. Второй видео­ввод либо показывает преподавателя, или общий вид аудитории, где преподаватель читает лекцию, либо подключается к тому или иному медицинскому при­бору: микроскопу, эндоскопу, аппарату УЗИ, рент­геновскому аппарату и т.д.
• Обеспечение аудиоканала между преподавателем и обучающимися, с возможностью микширования зву­ка от нескольких участников. • Обеспечение текстового обмена между обучающими­ся и преподавателем. Данный обмен целесообразно использовать для задавания вопросов. Каждый из обу­чающихся с помощью текстового обмена пересылает свои вопросы к преподавателю. Желательно, чтобы эти вопросы получал не преподаватель, а ассистент, который их обобщает и доводит до преподавателя в определенные моменты времени, не прерывая лек­ции или семинара. Вопросы можно задавать и по­средством микрофона, но только тогда, когда это бу­дет разрешено преподавателем. • Обеспечение возможности передачи и отображение лекционных материалов, подготовленных в офисных программах: MS Power Point, MS Word, MS Excel и т.д. При этом обеспечивается параллельное отобра­жение: в одном окне — вид преподавателя или ауди­тории, а в другом окне — текст, иллюстрации, слайд, графика, видеоролик и т.д.