В содержании профессионально-педагогического образования они должны рассматриваться сбалансированно, включая их общие и специфические составляющие. В структуре содержания ППО можно выделить базовые компоненты, инвариантные по отношению к подготовке педагогов для всех ступеней профессионального образования (начального, среднего, высшего) и отраслевых специализаций (агроинженерия, энергетика, экономика и т.д.), – они являются неизменными для педагога профессионального обучения любой квалификации. Содержательное наполнение каждого базового структурного элемента – свое для каждого из уровней профессионально-педагогической квалификации, поскольку учитывает специфику содержания профессионально-педагогической деятельности в соответствующей предметной области (НПО, СПО, ВПО); тем самым обеспечивается поуровневая вариативность содержания ППО.

Традиционные формы а) годичная форма обучения по аддитивной схеме (на базе высшего отраслевого образования) должна быть восстановлена для преподавателей СПО и может быть внедрена в других сферах ППО; она является базовой (а не дополнительной) в системе подготовки педагогов; б) сегодняшним требованиям многоуровневости и гибкости образования, высокотехнологичности и комплексного использования дидактических средств и информационных технологий отвечает очнозаочно-вечерняя – безотрывная форма организации обучения; в) в современных условиях одной из эффективных форм является педагогическая подготовка в виде дополнительного (к технологическому отраслевому) образования в вузовских (межвузовских) центрах безотрывного обучения, если организационно-педагогические условия в них (адекватное содержание, гибкость учебного процесса, учитывающего особенности контингента обучаемых и др.) обеспечивают базовую педагогическую подготовку. Необходимо привести в соответствиес предлагаемой концепцией организационную структуру подготовки педагогов профессионального обучения.

Одной из наиболее известных разновидностей является проектный подход. Он знаком многим преподавателям и организаторам обучения. Однако именно в применении к информационным технологиям он дает прекрасные результаты. Рассмотрим реализацию данного подхода в применении к учебной деятельности международного образовательного центра (МОЦ) APTECH Саратовского государственного технического университета (СГТУ), в составе которого действует детская компьютерная школа, уже в течение нескольких лет занимающаяся обучением компьютерным технологиям школьников, возрастной диапазон которых составляет от 7 до17 лет. Как же можно заинтересовать ребенка? Прежде всего при обучении детей основное внимание нужно уделять прикладной составляющей курсов и формированию практических навыков работы с современными программными средствами. Но даже если в арсенале учебного центра есть такие интереснейшие курсы, которых нет ни в одной средней школе и практически ни в одном вузе, как, например, курсы двумерной и трехмерной компьютерной мультипликации или интернет-технологий, это не гарантия того, что дети будут скрупулезно вырисовывать мельчайшие детали мультипликационных героев или разбираться в тонкостях создания веб-приложений. Одним из способов возможной реализации проектного подхода является разбиение любого сложного курса, например, мультимедиа технологий, на небольшие модули с обязательной реализацией проектов по каждому модулю. Идея каждого проекта определяется самими учащимися, преподаватель может лишь корректировать ее. Проекты могут выполняться индивидуально или в группах, в зависимости от сложности реализации. При этом в групповой работе каждый ученик выполняет свою важную функцию. Задача педагога меняется от ведущего учебного процесса до помощника в работе, консультанта, независимо от возраста учащихся. Учитель фактически исполняет роль проектного тьютора, помогая решать возникающие задачи и проблемы, связанные с реализацией проекта. Важным звеном при этом является цель: каждый проект в результате выполнения модуля презентуется самым заинтересованным людям: родителям и друзьям, победители также определяются «зрителями». Подготовка к такой презентации также является составной частью учебного процесса, в ходе которого учащиеся учатся представлять свои работы, общаться с аудиторией.

Текущие проблемы создания проекта, успехи и неудачи обсуждаются дома, и в данном случае близкие ребенка и его друзья часто становятся полноправными участниками проекта, что повышает заинтересованность учащегося в лучшем результате. Радость в детских глазах после того, как его работу увидели его родители и друзья, – не это ли лучшая награда за труд преподавателя! От модуля к модулю сложность компьютерных проектов повышается, требуя обобщения полученных ранее знаний; например, полноценный проект в области компьютерной мультипликации включает приобретение практических навыков руководства проектом, написания сценария, компьютерной графики, анимации, преобразования файловых данных, озвучивания. Отметим, что особый интерес в обучении представляет именно групповая проектная работа, где учащиеся познают не только сложные компьютерные технологии, но и не менее сложные технологии человеческого общения, управления командой, разделения полномочий, принятия ответственности за общее дело. В групповых проектах прекрасно вместе работают 9–10-летние дети и 14–15-летние подростки.